• Главная страница
  • Новости
  • Основные направления и задачи по деятельности Государственной ипотечной компании в Кыргызстане.

Основные направления и задачи по деятельности Государственной ипотечной компании в Кыргызстане.

22 Апреля 2019

Основные направления и задачи по деятельности Государственной ипотечной компании в Кыргызстане.

 

Tazabek- Жилищный вопрос в Кыргызстане имеет сложный, широкомасштабный характер. Решение жилищных проблем является одной из главных, но в то же время трудновыполнимых задач, стоящих перед органами государственной власти. Эффективное развитие жилищной сферы возможно при целостном подходе в решении основных стратегических вопросов, таких как повышение уровня жизни наших граждан, снижения себестоимости строительства жилья, а также комплексного развития системы ипотечного кредитования.

По общей практике, в том числе и у нас, целью развития системы ипотечного кредитования является с одной стороны, улучшение жилищных условий населения, а с другой, стимулирование спроса на рынке недвижимости и строительства. Кроме этого, поддержка государством развития ипотечного кредитования является одной из основных предпосылок достижения реального экономического роста в стране. В соответствии с Законом КР «О государственном ипотечном жилищном кредитовании» от 4 мая 2017 года за № 73 согласно ст. 6.п.2 «Правительство КР в целях реализации программы по обеспечению доступным жильем граждан предоставляет государственную финансовую поддержку ипотечному жилищному кредитованию и жилищному строительству».

Система ипотечного кредитования в стране, поддержанная Правительством Кыргызской Республики уже сейчас претендует на свое вполне определенное положение в национальной экономике и банковской системе. В общем объеме ипотечных кредитов на долю ГИК приходится не менее 10 % от совокупного объема финансирования.

Рефинансирование.

Всего с начала своей деятельности ГИК по всей республике было выдано 4092 ипотечных кредитов на общую сумму около 4,7 млрд. сомов, в результате чего приобретено и построено более 250 тыс. кв.м жилья и жильем обеспечены более 16,5 тысяч граждан Кыргызской Республики. Источниками финансирования ипотечных кредитов являются бюджетная ссуда и собственный капитал ГИК.

Таблица № 1. Выдача кредитов ГИК в разрезе регионов на 2-квартал 2019 г.

 

Для повышения доступности ипотечных кредитов ГИК планомерно снизил ставки ипотечного кредита с 12-14% до 7-9% годовых, при этом планируется дальнейшее снижение до 6-8% годовых к концу 2019 года. К сравнению, в странах ЕАЭС средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам составляет в России – 9,6%; в Казахстане – 9,1%; в Беларуси – 11,6%; в Армении – 11,1%.

Ипотечные ценные бумаги.

Несмотря на наличие трудностей, Правительство Кыргызской Республики сумело обеспечить эффективную деятельность ГИК, которая заложила основу для дальнейшего развития и функционирования системы ипотечного кредитования. Для создания правового поля приняты Закон КР «О государственном ипотечном жилищном кредитовании» и Закон КР «Об ипотечных ценных бумагах». В соответствии с данными законами для нашей страны стало доступным применение основных инструментов по финансированию рынка ипотечного кредитования в виде выпуска и реализации ипотечных ценных бумаг. Данный финансовый инструмент позволяет привлечь свободные денежные ресурсы с рынка капитала и направить на финансирование ипотечных кредитов, позволяющий за счет мультипликативного эффекта многократно увеличить начальные инвестиции в ипотечное кредитование. Преимуществом этой модели будет являться ее способность к самофинансированию, что обеспечит непрерывный цикл рефинансирования жилья и жилищного строительства. 16 июля 2018 года была осуществлена первая публичная эмиссия ипотечных ценных бумаг в объеме 200 млн. сомов с купонной ставкой 8,3% годовых. На текущий момент проводятся мероприятия по реализации ценных бумаг институциональным инвесторам. За счет поступивших средств ГИК запустил в пилотном режиме финансирование ипотечных кредитов по направлению «Доступная ипотека» для всех категорий граждан.

Контрактные жилищные сбережения.

Дополнительно в целях системного подхода в решении жилищного вопроса ГИК разработал механизм контрактных жилищных сбережений, направленный на накопление первоначального взноса у граждан и получения в дальнейшем ипотечного кредита на льготных условиях. Правительство КР с целью запуска данного механизма вносит изменения в Закон «О залоге», "О защите банковских вкладов (депозитов)" и «Лицензионно-разрешительной системе в КР», на текущий момент данные законопроекты проходят рассмотрение в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики. В свою очередь, Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) подготовил положения о лицензировании и регулирования системы контрактных жилищных сбережений.

По итогам принятия вышеуказанных законопроектов Правительство КР намерено создать жилищно-сберегательную кредитную компанию с требуемой капитализацией. Данный институт системы ипотечного кредитования позволит увеличить доступность приобретения жилья гражданами с низким и средним уровнем доходов.

Создание фонда арендного жилья.

Ипотечное кредитование, реализуемое у нас в стране, не сможет целиком удовлетворить существующие с давних времен потребности в жилье. В этих условиях строительство за счет бюджета жилищного фонда и сдача его в аренду с последующим выкупом нуждающимся гражданам по ценам ниже коммерческих приведет помимо решения жилищной проблемы к появлению дополнительного источника пополнения доходной части бюджета. Программа Правительства КР «Доступное жилье 2015-2020» должна повысить доступность жилья для населения путем строительства и финансирования доступного арендного жилья и жилья для членов системы контрактных жилищных сбережений.

ГИК на текущий момент завершает строительство 60-ти квартирного жилья в г. Нарын и 135-ти квартирного жилья в мкр. «Тунгуч» г. Бишкек. Также в целях ускорения запуска арендного жилья с последующим выкупом ГИК планирует выкуп готового жилья на первичном рынке недвижимости, для этих целей в бюджете ГИК заложены определенные суммы.

Необходимо отметить, что в соответствии с мировым опытом и практикой, строительство доступного жилья не должно являться задачей для ГИК. Эти функции обычно возложены на девелоперские и строительные компании.

Привлечение инвестиций.

За время функционирования ГИК, начиная с 2015 года, прошедший период был плодотворным и в целом достаточно положительным, руководство компании проводит определенные шаги по поиску дополнительных источников финансирования Госпрограммы, так согласно межправительственному договору между Федеративной Республикой Германией и Кыргызстаном было подписано соглашение об оказании помощи в сфере жилищного финансирования в нашей республике. Германский банк развития KFW сегодня готов предоставить ГИК финансовые средства в размере 11 млн. евро, из которых 10,5 млн. выделят как инвестиции для строительства и покупки жилья на первичном рынке в регионах нашей страны, а 500 тысяч евро пойдут на техническое поддержание программы «Доступное жилье 2015-2020». Все средства будут направлены на поддержание ипотечного кредитования по направлению «Доступная ипотека» для всех категорий граждан. В ближайшее время ожидается прибытие представителей Азиатского банка развития (АБР) в Кыргызстан для оценки ОАО «ГИК», по итогам которого будет принято решение о подготовке проекта в размере 30 млн. евро, в виде грантовых и кредитных средств для ОАО «ГИК».  Были внесены предложения Всемирному банку и Исламскому банку развития по финансированию проектов «ГИК», а также ведутся переговоры с другими международными фондами, донорами и организациями, которые на возвратной основе могли бы предоставить свои финансовые ресурсы.

Международное сотрудничество.

Компания установила крепкие международные связи и деловые отношения с коллегами из стран ЕАЭС и дальнего зарубежья. ГИК в 2018 году стала членом Международного союза по жилищному финансированию (IUHF) и Азиатской ассоциации вторичного рынка ипотеки (ASMMA).  За прошедший период ГИК заключил меморандумы с Казахстанской ипотечной компанией, Жилстройсбербанком Казахстана, а также Южно–Корейской корпорацией по жилищному финансированию. Данное сотрудничество направлено на укрепление долгосрочного взаимовыгодного партнерства сторон и будет определять ключевые аспекты дальнейшего сотрудничества в сфере исследования финансовых инструментов, методов и потенциала развития проектов в области жилищного финансирования.

Резюмируя вышеуказанное, отмечаем, что во многих развитых европейских и азиатских странах акцентирование на жилищном строительстве посредством вышеуказанных механизмов позволило достичь увеличение роста экономики и удовлетворение необходимого спроса на жилье. Ипотечный кредит является основополагающим в приобретении жилья, который является важнейшим экономическим и социальным фактором в любой стране. Вместе с тем, ипотечный кредит выступает весомым источником инвестиций в реальный сектор экономики и его роста. Его функциональным результатом является рост производства реальных благ, занятости, доходов. В экономике ипотечный кредит способствует росту потенциального уровня производства и развитию экономики страны. Его результатом является увеличение реального ВВП в форме создания благ (жилье).  Ниже в диаграмме представлено отношение совокупного ипотечного портфеля к ВВП страны.

Таблица № 3

 

Как показывает диаграмма, ипотечное кредитование получило широкое распространение за рубежом тем самым на постоянной основе обновляется жилой фонд страны. Высокая доля ипотеки к ВВП показывает активность экономики страны. 

Перспективы развития системы ипотечного кредитования в стране.

Международное сотрудничество, прямые иностранные инвестиции и играют важную и даже решающую роль в деятельности ипотечного кредитования в Кыргызстане. Однако для дальнейшего развития доступного ипотечного кредитования в Кыргызстане, независимо от государственного бюджета, Правительством КР должны рассматриваться варианты Государственно-Частного Партнерства (ГЧП) в основу которого должен быть заложен международный опыт развития данной системы, позволяющий привлечь инвесторов в строительство жилья эконом класса. В частности, ГЧП отводят роль механизма для покрытия возможного дефицита средств, выделяемых в рамках государственного бюджета.

Таким образом, применение вышеперечисленных механизмов в условиях нашей действительности позволит обеспечить комплексный подход к обеспечению жильем рядовых граждан и придаст импульс в развитии строительной отрасли, обеспечит население страны недорогим и доступным жильем, создаст рабочие места, тем самым окажет благоприятное воздействие в целом на экономику страны.

 

С уважением,

Председатель Правления ОАО «ГИК»

 Б.А. Шамкеев