• Home page
  • Digest
  • О решении основных проблем, которые были выявлены на первом этапе запуска механизмов кредитования

О решении основных проблем, которые были выявлены на первом этапе запуска механизмов кредитования

30 April 2016

     С 25 марта 2016 г. Государственная Ипотечная Компания начала выдачу первых ипотечных кредитов  в рамках Программы Правительства “Доступное жилье 2015-2020”. О решении основных проблем, которые  были выявлены на первом этапе запуска механизмов кредитования, интервью с заместителем Председателя Правления ОАО «Государственная Ипотечная Компания» Усенакун уулу Нуржигитом.

     Нуржигит Усенакунович, на сегодняшний день, какие главные проблемы были выявлены на первом этапе запуске механизмов кредитования в рамках Программы Правительства “Доступное жилье 2015-2020”? На каких моментах в деятельности Государственной Ипотечной Компании будет сделан особый акцент и проведены дополнительные работы?

     Прежде всего, мы направляем все усилия на качественное формирование списков, чтобы избежать потери времени, к примеру, чтобы исключить случаи, когда уже после рассмотрения списка было выявлено, что у отдельных участников есть жилье – это всегда будет установлено, даже если обратившееся лицо не укажет наличие дома или квартиры. В связи с чем еще раз подчеркну, что один из критериев отбора – отсутствие собственного жилья и у участника и, к примеру, у супруги или супруга. Напомню и о том, что обратившиеся граждане должны вносить первоначальный взнос от 10 %, без данного взноса выдача ипотечного кредита невозможна. Еще раз убедительно просим, до подачи заявления обратить особое внимание на условия получения ипотечных средств и критерии отбора.  Со своей стороны, мы продолжим и разъяснительные работы, и проведение обучающих семинаров по формированию качественных списков для представителей местных государственных администраций и учреждений.

     Нуржигит Усенакунович, Государственная Ипотечная Компания работает с декабря 2015 г. За столь короткий срок насколько качественно Вам удалось построить работу с банками-партнерами?

     Построение системы взаимоотношений с партнерами занимает одно из главных мест в деятельности Государственной Ипотечной Компании. На данный момент мы подписали соглашения о сотрудничестве с шестью банками и ведем переговоры еще с рядом банков. Мы проводим деятельность, направленную на эффективное взаимодействие и на уровне руководящего звена, и на уровне исполнителей. В этом отношении, у нас есть некоторый прогресс, и с каждым днем эта система выстраивается в качественном русле.  В тоже время, мы ожидаем роста активности работы со стороны наших партнеров.  

     На данный момент есть ли отказы по вопросу выдачи ипотечных кредитов участникам со стороны банков-партнеров? Если да, то по каким причинам банк принимает данное решение? 

     Для отказа есть ряд причин и каждую ситуацию надо рассматривать отдельно. К примеру, участник может не получить ипотечный кредит по условиям ГИК в связи с несоответствием критериям отбора, которые указаны во «Временном положении о порядке отбора участников Программы Правительства Кыргызской Республики «Доступное жилье 2015-2020». Допустим, если участник не может подтвердить доходы и так далее. В этом случае, Государственная Ипотечная Компания будет вынуждена запланировать денежные средства для выдачи следующим участникам Программы, из рассмотренного Межведомственной комиссией списка.

     Из 185 участников, на сегодняшний день, какова доля тех, которые отказались от получения кредита по тем или иным причинам?

     На сегодняшний день по численности это составляет 46%.  В это число входят и те участники, которые желают приобрести недвижимость, к примеру,  3-комнатную квартиру в центре столицы. При этом они не учитывают свои материальные возможности с потребностями. В связи с этим, отмечу для будущих участников - получение ипотечных кредитов по условиям ГИК является  возможностью стать владельцем жилья эконом-класса для тех, кто в силу материальных причин ранее не имел возможности приобрести недвижимость. Таким образом, в указанные 46 % входят участники, которые отказались от получения кредитов по тем или иным причинам  и те, кто не соответствует критериям отбора, то есть не могут подтвердить платежеспособность.  Однако, если изучив все предоставленные документы, банк-партнер не подтвердил согласие на выдачу ипотечного кредита по причине нехватки средств для внесения первоначального взноса или последующей оплаты, то мы предлагаем участнику – в случае изыскания необходимых дополнительных средств, повторно обратиться с заявлением и перечнем документов. Либо участник имеет возможность обратиться в банк с заявлением об отсрочке, допустим, для накопления суммы первоначального взноса.

     Со стороны заемщиков есть какие-либо упущения, которые тормозят оперативность принятия решения по оформлению кредитов?

     К сожалению, есть случаи, когда драгоценное время тратится на долгое ожидание, когда заемщик определится с выбором жилья, либо подаст необходимый перечень документов, сбор которых занимает несколько дней, а не пару месяцев, как порой банкам приходиться ждать.  В таких ситуациях, мы вынуждены систематически уведомлять участников ускорить процесс сбора документов или определиться с выбором недвижимости. Таким образом, мы особо отмечаем, что впереди у Государственной Ипотечной Компании прежде всего существенный пласт работы в информационном плане, причем с учетом республиканского масштаба, а также в аспекте разработки новых моделей ипотечного финансирования.